И подо льдом течет вода: Современное искусство Северной Кореи

Удивительная выставка удивительной живописи. Северокорейские художники в Москве.


Место: Винзавод. Цех Белого

Время: 17 декабря 2010 – 30 января 2011

График работы: Вт-вс 10.00-20.00

Адрес: м. «Курская», 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Тел. 917 4646

Стоимость билета: 150 рублей

Сайт: http://www.winzavod.ru/sobitie/323

Фото позаимствованы с сайтов Винзавода и Ленты.ру

На Ленте 24 штуки, но качество… Живопись — это не глупый голливудский боевик, который можно посмотреть на мониторе и не заметить разницы. Вживую — совсем другое.

 

Вероятно, это, действительно, первая экспозиция современной живописи Северной Кореи за все постсоветские годы.

Поэтому выставка интересна далеко не только как художественная экзотика.

Увы, организаторы не преминули подчеркнуть эту многоплановость.

Увы, потому что, как всегда, сделали это в чересчур саркастичной, немного похабной манере.

Центральное место, но не основное, занимает злая инсталляция: длинный стол, покрытый красной тканью, с малюсенькой чашкой риса, над которым рядами абажуров повисли солдатские каски.

Впрочем, ну хочется им язвить и ладно. На выставку надо сходить обязательно.

 

Художественная экзотика

На мой неискушенный взгляд, привыкший к европейской манере, некоторые полотна — это просто большие восточные миниатюры.

«Распределительный пункт в Микогском сельхозкооперативе»:

Распределительный пункт в Микогском сельхозкооператив

Это как язык. Вроде бы та же гортань, хрящи, голосовой и слуховой аппарат и мозг вроде тот же. Но принципы русского и корейского языка совсем другие.

В общем, эта другая живопись.

Не взирая ни на какой соцреализм.

 

Другие смыслы

«День в зоопарке»:

День в зоопарке

«Рисованные», чуть ли не двухмерные макаки и корейцы, в реалистичной издалека манере. Корейцы в одежде традиционной и европейской, современной и не очень. Пионеры и пенсионеры, жители Пхеньяна и колхозов, все социальные группы, счастливые и веселые. Только картина написана в 1997 году, в самый разгар голода.

«Строители Тэгедоских солончаков» и «Передовики Сонгунской эпохи». Фотографий не привожу, слишком отвратное качество, а полотна слишком монументальны для монитора.

«Строители» — героическое покорение стихии единым народом КНДР. Рабочие, солдаты, девушки-«комсомолки». Покоряют техникой, инструментами, руками и мышцами.

«Передовики» — специфический прием корейского искусства — совмещение нескольких временных пластов. Проектирование, поправки проекта, строительство (героическое), митинг передовиков, а может и в честь начала работы построенного завода.

«В суровые дни»:

В суровые дни

Военные дни (наверное, все-таки 1950-53). Но далеко, на заднем плане, романтической стеной поднимается Убания — будущее корейского народа.

А в ряде работ можно увидеть уже реальную Урбанию наших дней: «Мой пост говорит о великой заботе», "Колыбель".

Хотя эта великолепная и немного сюрреалистичная Урбания продолжает возводиться — «Строители», «На высоте».

И, конечно, прекрасный «Ночной пейзаж на проспекте Тонир»:

Ночной пейзаж на проспекте Тонир

Немного проникшись корейским духом, я сразу понял, что новый квартал строится, а не разрушается.

 

Не могу не отметить ещё две картины:

«Перед жестоким боем»:

Перед жестоким боем

Великолепный сюр. Единственно, я так и не понял, что за эмблема на каске перед окопом.

 

«Покидая родной край»

Фотографии не нашел. Сюжет: крестьянская семья покидает родную деревню. Почему, не знаю. Но интересны эмоции — мужские мне совсем не понятны, а женские яснее: одна из женщин смахивает слезу, другая ловит снежинку.

Плюс, это не картина, а вышивка. Автор этой и ряда аналогичных, вышитых, работ женщины. Все остальные, рисованные, полотна принадлежат мужским перьям. Женщины КНДР тоже рисуют, но картины художников-мужчин считаются более «престижными». Хотя, возможно, я не правильно понял.

Если не успели, торопитесь.

 

Опубликовано: 30 декабря 2010

Рубрика(и): КультПросвет

Метки: выставки, искусство