Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова

Один из крупнейших палеонтологических музеев в мире. Уникальный архитектурный ансамбль и метаистория нашей Планеты.

Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, д. 113.

Как добраться: Пешком от метро «Теплый стан», 700 метров по Профсоюзной на северо-восток.

График работы: среда — воскресенье, с 10.00 до 18.00.

Сайт: http://www.paleo.ru/

Здание: проект ГИПРОНИИ АН СССР, Ю. П. Платонов, В. Коган — 1968, строительство — 1972-1987.

 

— Непосещение Палеонтологического музея, этого конкретно, также зазорно как непосещение Третьяковки, Пушкинского музея и так далее. Поэтому те, кто придет в Палеонтологический музей впервые, можете потом ко мне зайти, я вам выдам справки о том, что вы уже настоящие интеллигенты.

Академик А. Ю. Розанов, директор Палеонтологического музея. Лекция на канале «Культура». Эфир 13 декабря 2010.

 

Лекцию академика Розанова я услышал чуть позже, поэтому за справкой не зашел. Но его мнение вполне разделяю.

По трагической случайности, этот прекрасный Музей остался вне моего культурного поля. В детстве я почему-то не попал в это учреждение, хотя посещал и Дарвиновский музей и Тимирязевский.

В юности, несмотря на все свои искания, я не заметил Его.

На заре своей молодости, увлекшись архитектурой, я не оставил без внимания столь интересное здание. Но что-то помешало мне войти внутрь. Злой фатум, видимо.

Только сейчас, на закате своей молодости, я исправил эту оплошность.

Наверное, чувства нельзя полностью равнять с теми, что я ощущал при первом осмысленном посещении Третьяковки в 16-17 лет. Нет, я не испытал художественного шока.

Зато почти достиг интеллектуального экстаза, пробежав несколько миллиардов лет метаистории нашей Планеты на фоне архитектурного шедевра.

Жаль раздел палеоантропологии невелик. Но, по крайней мере, можно посмотреть на Люси. На слепок, конечно.

Кстати, о слепках. Некоторые экспонаты представлены слепками, а не оригинальными скелетами. Я в этом проблемы не вижу. Слепки точные, а кости — это не картины и даже не статуи. Так что ворчать, как делают некоторые недалекие посетители, не стоит.

 

В первом зале, помимо общих сведений о палеонтологии, обнаружился привет из 1987 года — стенд про нефть и продукты ее переработки. Ну, может быть, из начала 90-х.

Стенд даже оформлен как-то «по-советски».

Впрочем, это лишь маленький штрих, не меняющей общей картины. Уже в первом зале можно лицезреть мамонта и пару других вымерших титанов.

На этом фоне второй зал дает яркий контраст, рассказывая о «расе беспозвоночных» от первых цианобактерий до последних мечехвостов. О суровом завоевании Суши в Силуре и современном спокойном житье в тропических водах.

В третьем, среди древних обитателей Подмосковья, привлекают внимание загадочные морские лилии (криноидеи). Похвалю себя, заметив наличие у них ануса, я как истинный эстет, определил их в царство животных.

Маленький третий зал — небольшая передышка перед следующими тремя, последовательно раскрывающие происхождение и развитие позвоночных:

— рыб, амфибий и рептилий;

— древних ящеров, летающих, плавающих и ходящих (ихтиозавров, архозавров и динозавров), а также птиц;

— млекопитающих от диноцератов до первых гоминид*.

* Первых весьма условно, кто знает, может первой гомидой была Тумай и сахелоантропы, но, в любом случае, есть подозрения, что это были не австралопитеки.

Три этих зала столь основательны, что лучше выделить для каждого из них отдельное посещение. Или провести в стенах музея весь день.

Рыб и рептилий я пробежал вскользь, задержавшись подольше только у «стада» парейазавров.

В зале динозавров узнал, что динозавры — это только сухопутные ящеры, а другие, это другие. А также то, что тираннозавры жили в США, а в России водились тарбозавры.

Откровенно говоря, я также как и большинство посетителей, стал жертвой пиара древних ящеров. А посему детально осмотрел всех завролофов и завроподов и даже кусочек древней араукарии.

На последний зал осталось меньше часа. Впрочем, для первого знакомства с пещерными медведями, тиграми и слонами хватило.

Во внутренний дворик пускают теплое время года и в хорошую погоду. Если бы я попал ещё и в дворик, то, наверное, достиг бы полного экстаза. Ну, да ладно, в дворик посещу летом.

P. S. Удивительно, но у Музея очень толковый сайт. Все просто, понятно, информативно. Фотографии только чуть-чуть «перефотошоплены».

P.P.S. Даже если развитие жизни на Земле, кажется вам скучным, этот Музей нужно посетить — ради его уникальной архитектуры: готических башен и интерьеров, решеток, люстр, даже ради пола. Удивительно атмосферная архитектура.

 

Опубликовано: 15 декабря 2010

Рубрика(и): КультПросвет

Метки: музеи, музеи Москвы, палеоантропология